Символическое мышление присуще человеку от начала времен. Посмотрим вокруг – буквы алфавита – это символы; книги – набор понятных нам символов; слова – набор звуков, которые мы условно приняли за эталон и поэтому понимаем друг друга. Упомянув только эти два понятия – слова и буквы, становится понятно, что без символов и символического мышления развития человека невозможно. Можно перечислять и далее: символы религий, медицинские обозначения, денежные единицы, дорожные знаки, орнаментальные символы в искусстве, обозначения химических элементов, обозначения и символы, используемые в компьютерном мире и т.д. И чем дальше развивается цивилизация, тем больше ей требуется условных знаков, символов для обозначения определенных явлений, открывающихся перед ней.
Как понимали мир древние народы? Что несет в своей сути сказка и миф, кроме того, что лежит на «поверхно-сти» текста?
Символический анализ сказочно-мифологических представлений древних цивилизаций многое может открыть нам. Изучение символов – это бесконечное и притягательное путешествие во времени и пространстве.
Русь
Змей Горыныч – зло, хаос. Где находится зло и что, и кто его порождает? В человеке, в его мыслях, чувствах, поступках.
Три головы змея – негативные мысли, эмоции, действия.
Кощей Бессмертный – аналогичен Змею Горынычу.
Смерть Кощея – в яйце, где находится игла вместо естественного зародыша – того, что порождает жизнь. Желток, белок и скорлупа – 3 составляю-щих всякой вещи, три кита, на которых покоится мир – это идея, энергия и материя, из которых строится любая вещь. Не случайно различные древние культуры выбрали именно этот символ, как модель сотворения мира. В индуистской традиции Брахма рожден из яйца, в китайской – Паньгу, в славянской прародитель мира – Род, в египетской – мир рожден из яйца великого Гоготуна. Итак, вместо порождающего жизнь начала, мы видим форму – скорлупу, в которой находится игла – нечто колющее, приносящее боль. Кощей – негативные сферы человеческого сознания. Бессмертие Кощея – невозможность освободиться от своих иллюзий, от хаоса до тех пор, пока человек не осознает, что Кощей – это часть его самого и не найдет корень своего зла.
Индия
Миф о Раме и Сите. Многоголовый и многорукий демон Раввана – аналог Кощея, Лернейской Гидры, символ хаоса, иллюзий.
Раввана под видом прекрасного оленя отвлекает Раму и крадет его красавицу-жену – Ситу, так же, как в русских сказках Кощей или Змей Горыныч крадет Василису Прекрасную.
Сита и Василиса Прекрасная – эмоциональная сфера, душа.
Хануман – царь обезьян, символ мудрости, указывающей Раме место обитания пороков – Равваны.
Рама – познающее, логическое, ищущее начало.
Добровольная смерть Ситы на костре – символ очищения души от искушающих пороков – Равваны.
КУЛЬТУРА И СИМВОЛ
Греция
Лернейская гидра, живущая в болоте, пожирающая стада и опустошающая окрестности – символ, аналогичный Змею Горынычу и Кощею в русской традиции – символ хаоса, зла, иллюзий. Гидра имела девять драконьих голов, одна из которых была бессмертна. Здесь опять прослеживается идея бессмертия. Девять – число, несущее в себе символ бесконечности, т.к. при умножении девяти на любое число, в результате сложения получившейся суммы цифр, вновь получается девять. Девять – последнее число, завершающая цифра от одного до десяти, т.к. далее цифры повторяются в сочетании друг с другом. Но бессмертие гидры невечное, также как и у Кощея. Гидра погибает, когда ее шеи, с которых Геракл сбивает головы, его друг Иолай прижигает горящими стволами деревьев.
Гибель гидре приносит огонь – символ света, знания, мудрости. Невежество подобно мраку, знание – свету и огню, поэтому только стремящийся к познанию и мудрости человек, способен различить в себе истинное и, отделив от иллюзорного, победить эти бесконечно множащиеся пороки.
Болото – место обитания пороков, это застоявшаяся вода – символ остановки человека в развитии.
Скандинавия
Миф о Риге. Радуга из трех цветов, соединяющая небо и землю, по которой может подняться к богам в Асгард только праведный, – символ мудрых мыслей, гармоничных эмоций и праведных поступков, приводящих человека в небесный мир.
Три жилища – три уровня сознания.
Землянка у берега моря, где живут в нищете прабабка и прадед – низший уровень сознания, не поднимающийся выше добывания себе пищи, погруженный в материальный мир.
Добротная изба, где живут в изобилии бабка и дед, нарядные и радостно трудящиеся – это уровень сознания, стремящегося к развитию, душа познающая.
Богатый, красивый дом, где живут молодые мать и отец, не работая (за них трудятся слуги, произошедшие от прабабки и прадеда), глядят в глаза друг другу, держась за руки – сознание стремящееся познать само себя, постичь мудрость и уподобиться истине. Именно их потомку бог Риг дает высшие знания – руны, власть над силами природы.
Египет
Солнце – символ истины, бесконечности жизненных циклов, нетленности, зримое проявления бога Ра.
Исида – символ жизни, творения, созидания.
Нефтида – символ смерти, покоя, инертности.
Исида и Нефтида – символ двойственности мира.
Змей подземного мира Апоп – символ хаоса, стремящегося нарушить гармонию мира, попрать законы порядка.
Зерно – прорастающий Осирис, символ возрождения, обновления, освобождения от пут смерти.
Столб Осириса джед – символ опоры, четырех сторон света, позвоночника Осириса, постоянства.
Анх – символ вечной жизни.
Нефер – символ красоты, благого сердца, наполненного «дыханием жизни».
Уас – символ власти и могущества.
Сказка «Бата и Ануп»
Сердце Баты, помещенное в цветок кедра – символ подлинного бессмертия, в отличие от бессмертия Кощея и Лернейской гидры.
Дерево – символ мира, космоса и человека.
Бата уподобляется вечно расширяющемуся, плодотворному космосу.
Сердце, помещенное в цветок – цветущее, благоухающее сердце, бьющееся красотой. Это человек, распространяющий вокруг аромат творчества, красоты, вдохновения. В результате убить Бату невозможно – он бесконечно перевоплощается – в быка, дерево, ребенка.