С самых истоков возникновения человечества, видно, что человек стремился украсить предметы быта, вещи, которыми пользовался. Но это было отнюдь не просто стремление к красоте, это был способ осознания себя в пространстве окружающего мира. Орнамент, который изображался на камне или керамике, несет в себе символы, отображающие законы вселенной. Это спирали, волны – символы воды и чистоты; точки и круги – символы солнца; квадраты и ромбы - символы земли, материи; кресты и свастики - также символы солнца, четырех сторон света, смены циклов времен года. Орнамент костюма и утвари любого древнего народа несет в себе космогонию, целый рассказ об окружающем мире и способе гармоничного бытия в нем.
В славянской культуре символ имеет понятие оберега. Символами украшали все, чем пользовались и где жили. Это «изба-храм», как называл ее Сергей Есенин, а ее обереги – «избяными заповедями». Конь на крыше, петухи и розетки на ставнях и фронтоне избы – символы солнца и его лучей. Матица – символ млечного пути, волнистые линии – воды и дождя, ромбы с точками – символы засеянного поля. Крыша является символом неба, сруб – мира земного с четырьмя сторонами света, подвал – мир подземный. Так изба отражала представления о мире, была целым необъятным космосом. Изба – человек. Крыша избы – голова, сруб – тело, печь – сердце, подпол – ноги.
Все предметы несут в себе рассказ о мире: вышитые полотенца и коромысла, сундуки, валики для стирки белья, прялки, костюм, постельное белье, занавески, дорожки тканых ковров.
Женский головной убор часто нес птичьи атрибуты – перья. Название кокошник от кокоши – птицы, так как птицы – символ небесной сферы, оберегающей голову и соотносящей сознание с миром духовным.
Неотъемлемая часть костюма – пояс. Пояс служил оберегом, без него в некоторых губерниях даже спать не ложились. Пояс – символ солнечных лучей, поэтому он часто красного цвета, а также символ радуги, опоясавшей человека и оберегающей его от зла.
Прялка отражала космогонические представления древних славян, где солнце, рождаясь из наднебесного высшего мира, согревает мир земной и совершает путешествие в мир загробный, замыкая круг. Кудель привязывали к вершине прялки, т.е. к миру небесному и спускали оттуда нить, свивая ее символически из солнечного света.
Фигурка коня на ковше – символ солнца, таким образом, вода, помещенная в ковш, символически наделялась солнечными принципами, становилась живой, целебной.
Сундуки, наличники на окнах, валики для стирки белья и т.д. – все украшалось символами солнца, воды и земли, напоминая, как человек должен жить – по законам солнца, т.е. добра, истины, привнося в жизнь чистоту - символы воды, и принести в конце каждого дня прекрасные плоды своих рук. Таким образом, любая вещь была не просто произведением декоративно-прикладного искусства, но и несла в себе целую философию.
В египетской культуре практически любая вещь прикладного назначения имеет символическое, религиозное и философское значение. Зеркало из бронзы в виде цветка лотоса, из которого рождается солнце. Простой взгляд в зеркало – это отражение своего лика в лике солнца, в сиянии истины Ра, погружение в его солнечную природу, вечное возрождение.
Светильник в виде знака Анх – символ вечной жизни.
Музыкальный инструмент – систр – трещотка в виде колонны с головой богини любви, радости и танца, Хатхор, на голове которой помещен вход в святилище, с выползающей из него священной коброй Иарет – символом духовной солнечной энергии, оживляющей мир. Звенящие диски укреплены в символическом святилище. Систр, при сотрясании, своим звуком пробуждает любовь – Хатхор в мире, оживляя духовную суть вещей.
Сундук, украшенный символами Анх – вечной жизни и Уас – силы и власти. Помещенное в сундук ограждено силой и вечностью.
Изделия декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, также как и древнеславянские, можно назвать молитвой и мудростью, запечатленными в трехмерной форме, несущей прикладное назначение. Если перевести язык древних на наш современный, то на каждой вещи окружающего нас мира – на мебели, посуде, одежде, на полу, оконных рамах, на домах, дорогах, машинах, витринах, – везде мы бы видели надписи: «помни о вечном», «стремись к мудрости», «будь справедливым», «свети, как солнце для других», «люби и пробуждай любовь повсюду», «будь плодотворен», «овладей своими желаниями».
Изучая древние традиции декоративно-прикладного искусства, мы учимся иному взгляду на обычные бытовые вещи, понимая, что не только природа – совершенная и гармоничная, но и созданный человеком предметный мир, может стать дорогой в бесконечное познание тайн бытия и осознания самих себя.
На основе изученного подлинного наследия, мы создаем копии и авторские изделия декоративно-прикладного искусства, которые могут применяться как в современном быту, так и служить декоративным оформлением интерьера, служить реквизитом в театральных постановках.
|